суббота

Художник Сергей Васильевич Малютин


Сергей Васильевич Малютин 1859—1937 гг.

Есть живописцы, которым зрители благодарны за то, что их искусная кисть запечатлела облик современников. На портретах, созданных этими художниками, люди изо­бражены не только похожими внешне (в это веришь, даже не зная тех. кто послужил моделью).

Больше того, внут­ренние, типичные черты характера этих людей тоже ста­новятся понятны зрителям. Таким мастером портретного искусства был Сергей Васильевич Малютин.

Творческая деятельность художника охватывает боль­шой период времени. Его первые произведения относятся к 80-м гг. 19-го века, последние к 30-м гг. 20-го века. Малютин был одним из тех ветеранов искусства, которые не только передали эстафету реалистического ма­стерства молодым советским живописцам, обучая их в художественных вузах, но и сами в своем творчестве соз­давали образы навой жизни.

Современник крупнейших художников-передвижников Малютин, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, начал свою деятельность живописца как бы­тописатель народной жизни. О том, как чутко понимал Малютин тяжелую, безотрадную долю простых людей, свидетельствуют его картины «По этапу» (1890), «Пастух с подпаском» (1893). 

Правдиво повествуя в своих карти­нах о жизни трудового народа, художник выражает глу­бокое сочувствие к нему. Лирический взгляд на сцены повседневности придает поэтическую окраску тем весьма обыденным сюжетам, которые избирает Малютин («Под­руги» 1889 г.), и ощущение это усиливается благодаря свежей живописной гамме, в которой написаны картины Малютина, создававшиеся обычно на открытом воздухе. 

 Занимаясь жанровой живописью на протяжении всей жизни, Малютин тем не менее основное внимание отдавал работе над портретами и в этой области создал наиболее значительные произведения.

Его излюбленные герои — собратья по искусству. Он пишет портреты живописцев В. Н. Бакшеева, М. В. Нестерова, К. Ф. Юона, И. С. Остороухова, А. М. Васнецова, изображает писателя В. В. Ве­ресаева, поэта В. Я. Брюсова. Перед нами проходят обра­зы художественной интеллигенции. В них выражено пред­ставление художника о значительности человеческой лич­ности.

Вдумчиво и внимательно изучал Малютин порт­ретируемых в процессе работы. Главное для него заклю­чалось в выразительности самого лица и фигуры. В большинстве полотен Малютина человек изображен на нейтральном фоне и предельно приближен к зрителю.

Поза, выражение лица рассказывают о человеке основ­ное. Иногда как средство обогащения характеристики портретируемого использован жест.
Доброжелательно относясь к тем, кого он изобра­жает, Малютин подчеркивает не только характерные черты, но в первую очередь выделяет то лучшее, что есть в данном человеке.

В своих портретах он достигает большого художественного обобщения.
В золотой фонд со­ветской живописи вошло одно из лучших произведений Малютина — портрет писателя Д. А. Фурманова. Необы­чайно привлекателен облик комиссара Чапаевской дивизии. 

Подчеркнутое художником задумчиво-мечтательное выра­жение лица, свободная поза, легко накинутая на плечи шинель придают образу писателя романтические черты. Малютин создал ряд типических образов людей революционной эпохи. Талант Сергея Васильевича Малютина был разнооб­разен.

Художник внес значительный вклад в историю рус­ского театрально-декорационного искусства. Им созданы декорации к «Садко», «Князю Игорю», «Псковитянке»  и другим операм. С увлечением иллюстрировал он многие былины и сказки (например, «Сказку о царе Салтане», поэму «Руслан и Людмила» Пушкина).

Малютин оказал большое влияние на развитие кустар­ной промышленности начала XX века. По его эскизам изготовлялись домашняя утварь, мебель, детали внутрен­него убранства комнат. Длительная практика Малютина в области декоративно-прикладного искусства связана с поисками национального стиля, основанного на подражании произведениям народного искусства, которое глубоко любил и изучал художник.
Чем бы ни занимался Малютин, начиная с его первых шагов в искусстве и кончая зрелым творчеством , он всегда искал путей сближения с народом и творил для народа.