Сергей Васильевич Малютин 1859—1937 гг.
Есть живописцы, которым зрители благодарны за то, что их искусная кисть запечатлела облик современников. На портретах, созданных этими художниками, люди изображены не только похожими внешне (в это веришь, даже не зная тех. кто послужил моделью).
Больше того, внутренние, типичные черты характера этих людей тоже становятся понятны зрителям. Таким мастером портретного искусства был Сергей Васильевич Малютин.
Творческая деятельность художника охватывает большой период времени. Его первые произведения относятся к 80-м гг. 19-го века, последние к 30-м гг. 20-го века. Малютин был одним из тех ветеранов искусства, которые не только передали эстафету реалистического мастерства молодым советским живописцам, обучая их в художественных вузах, но и сами в своем творчестве создавали образы навой жизни.
Современник крупнейших художников-передвижников Малютин, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, начал свою деятельность живописца как бытописатель народной жизни. О том, как чутко понимал Малютин тяжелую, безотрадную долю простых людей, свидетельствуют его картины «По этапу» (1890), «Пастух с подпаском» (1893).
Правдиво повествуя в своих картинах о жизни трудового народа, художник выражает глубокое сочувствие к нему. Лирический взгляд на сцены повседневности придает поэтическую окраску тем весьма обыденным сюжетам, которые избирает Малютин («Подруги» 1889 г.), и ощущение это усиливается благодаря свежей живописной гамме, в которой написаны картины Малютина, создававшиеся обычно на открытом воздухе.
Занимаясь жанровой живописью на протяжении всей жизни, Малютин тем не менее основное внимание отдавал работе над портретами и в этой области создал наиболее значительные произведения.
Его излюбленные герои — собратья по искусству. Он пишет портреты живописцев В. Н. Бакшеева, М. В. Нестерова, К. Ф. Юона, И. С. Остороухова, А. М. Васнецова, изображает писателя В. В. Вересаева, поэта В. Я. Брюсова. Перед нами проходят образы художественной интеллигенции. В них выражено представление художника о значительности человеческой личности.
Вдумчиво и внимательно изучал Малютин портретируемых в процессе работы. Главное для него заключалось в выразительности самого лица и фигуры. В большинстве полотен Малютина человек изображен на нейтральном фоне и предельно приближен к зрителю.
Поза, выражение лица рассказывают о человеке основное. Иногда как средство обогащения характеристики портретируемого использован жест.
Доброжелательно относясь к тем, кого он изображает, Малютин подчеркивает не только характерные черты, но в первую очередь выделяет то лучшее, что есть в данном человеке.
В своих портретах он достигает большого художественного обобщения.
В золотой фонд советской живописи вошло одно из лучших произведений Малютина — портрет писателя Д. А. Фурманова. Необычайно привлекателен облик комиссара Чапаевской дивизии.
Подчеркнутое художником задумчиво-мечтательное выражение лица, свободная поза, легко накинутая на плечи шинель придают образу писателя романтические черты. Малютин создал ряд типических образов людей революционной эпохи. Талант Сергея Васильевича Малютина был разнообразен.
Художник внес значительный вклад в историю русского театрально-декорационного искусства. Им созданы декорации к «Садко», «Князю Игорю», «Псковитянке» и другим операм. С увлечением иллюстрировал он многие былины и сказки (например, «Сказку о царе Салтане», поэму «Руслан и Людмила» Пушкина).
Малютин оказал большое влияние на развитие кустарной промышленности начала XX века. По его эскизам изготовлялись домашняя утварь, мебель, детали внутреннего убранства комнат. Длительная практика Малютина в области декоративно-прикладного искусства связана с поисками национального стиля, основанного на подражании произведениям народного искусства, которое глубоко любил и изучал художник.
Чем бы ни занимался Малютин, начиная с его первых шагов в искусстве и кончая зрелым творчеством , он всегда искал путей сближения с народом и творил для народа.