суббота

Художник Василий Андреевич Тропинин


Василий Андреевич Тропинин, один из крупнейших портретистов первой половины XIX века.

 

Серьезные сдвиги в идейной жизни передовых русских людей, тесно связанных с Отечественной войной 1812 года и с восстанием декабристов 1825 года, отразились в портретном творчестве Тропинина, в гуманистическом понима­нии художником человеческой личности.

Тропинин — крепостной художник, получивший вольную лишь в 1823 году, в возрасте 47 лет, когда он был уже широко известен.

Жизненный и творческий путь мастера чрезвычайно труден. По прихоти барина, графа Моркова, было насильственно прекращено обучение Тропинина в Академии художеств, где он успешно зани­мался около пяти лет.

В имении Моркова Кукавке Подольской губернии, Тропинин, выполняя хозяйственные поручения барина, продолжал совершенствовать знания, полученные в Академии. «Я мало учился,— говорил художник,— хотя очень усердно зани­мался в Академии, но научился я в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех...» 

На Украине он чувствовал себя ближе к «лучшему учителю — природе», которой, по выражению Тропинина, «нужно предаться всей душой, любить ее всем сердцем».

Именно в этот период времени и выполнены им этюды украин­ских крестьян, несложные сцены из их трудовой жизни, росписи для Кукавской церкви, зарисовки, окружающих имение, пейзажей. 

На небольшом холсте «Свадьба в селе Кукавке» Тропинин с большой наблюдательностью и непосредственностью запечатлел национальное своеобразие праздничного обычая украинских крестьян.

Эти черты проявились у Тропинина и в небольшом этюде украинского крестьянина и в «Портрете мальчика с жалей­кой», «Пряхе» и др.

Увлекла художника и благородная задача увековечить образы героев Отечественной войны 1812 года, смелых защитников своей родины. Бурной динамикой полны изображения партизана Фигне­ра и генерала Багратиона.

В ранние же годы написаны им и полные жизненной трепетности, поэтичной прелести и детской подвижности портрет крепостного мальчика — сына художника и портрет юношей Морковых.

Получив звание академика, освободившись от тягот крепост­ной зависимости, Тропииин навсегда поселился в Москве.

Здесь он мог работать на положении свободного художника, чего так страстно желал Тропинин. С этого времени начинается период наиболее яркого расцвета его творчества.

Зарисовывая, как и прежде отдельные сценки из трудовой повседневной жизни наро­да, Тропинин теперь главное внимание отдает портрету. Некото­рые из его работ представляют переход от портрета к бытовому жанру, как например «Крестьянин, обстругивающий костыль». «Слуга со штофом, считающий деньги»

Продолжая живописные традиции XVIII века. Тропинин в своих ранних работах создал нежные поэтические образы. Особенно ши­рокой популярностью пользуются его работы: «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист», повторявшиеся им неоднократно.

В образах кружевницы, золотошвейки Тропинин запечатлел про­стых русских девушек, занимающихся работой. 

В этих произведе­ниях сказывается рост интереса художника к изображению людей из народа. Самые мотивы эти были новы и прогрессивны для русского искусства того времени.

Тропинин создал целую галерею портретов замечательных своих современников: поэта Пушкина, историка Карамзина, знаменитого художника Брюллова, гравера Уткина, скульптора Витали, актера Каратыгина и др. 

Портрет Булахова, пленяющий несколько небрежным изяществом образа, выделяется среди других портретов своей живописностью.

Звучные красочные сочетания, смелое ши­рокое письмо проваляются у Тропинина в портрете Равича. где так же, как и в портрете Булахова, ярко выявлены индивидуальные черты изображенного.

В широко известном портрете Пушкина, писанным с натуры, Тропинин правдиво передал живое вдохновенное лицо поэта, его задумчивый взор, непринужденную позу. Современники находили, что «сходство портрета с подлинником поразительно».

В портрете Брюллова, несмотря на несколько нарочитый ус­ловный фон и горделивый вид портретируемого, Тропинин сумел также отметить и черты его душевной теплоты.

В автопортрете Тропинин изобразил себя на фоне Московского Кремля, что говорит о большой привязанности художника к Москве. 

В руке у него палитра и кисти, с которыми Тропинин никогда не расставался. Душевная мягкость, доброжелательность к людям сквозят во всем его облике.

Подобные же качества вы­являет он и в изображаемых людях. Особое внимание при этом уделяется позам изображаемых, их одежде и окружающей обстановке.

В более поздних портретах отмечается уже большая чет­кость, определенность формы, намечается переход к жанровой живописи.

Расцвет творчества Тропинина происходил в пушкинский период развития нашей художественной культуры. В созданных им портретах скромных людей встречаются черты, роднящие их с героями некоторых произведений Пушкина и Гоголя.

Большая реалистиче­ская убедительность образов простых людей у Тропинина, так же как и у Венецианова, подготовила почву для более широкой разработки этой темы в русском искусстве второй половины XIX века.