Творчество выдающегося русского пейзажиста Федора Александровича Васильева продолжалось всего лишь около семи лет, но за этот удивительно короткий срок им были созданы замечательные произведения, сыгравшие огромную роль в развитии национальной русской пейзажной живописи.
Васильев вошел в русское искусство в то время, когда Россия была охвачена мощным революционно-демократическим движением 60- 70-х годов. Это был также период подъема русского реалистического искусства.
Прогрессивные художники-демократы выступили проводниками передовых общественных идей, свою задачу они видели в реалистическом отражении социальной действительности.
Родился Ф. Васильев в 1850 году в Гатчине, и семье мелкого почтового чиновника. Детство и юность его прошли в Петербурге. Восемнадцатилетним юношей по окончании рисовальной школы Общества поощрения художников он попадает к передовую художественную среду, где состоится его знакомство с И. Н. Крамским, а также быстрое сближение с рядом известных русских художников перешедшее в крепкую творческую дружбу, чему значительно содействовали к личное обаяние Ф. Васильева и его искрящийся недюжинный талант.
Большую помощь молодому Васильеву в овладении художественным мастерством оказал И. И. Шишкин. Несмотря на то, что Васильев не получил достаточного художественного образования, его редкое дарование развивается с необычайной быстротой.
Уже первыми своими картинами «После грозы», «Деревенская улица», «Летний жаркий день» Ф. Васильев доказал, что он всецело на стороне таких представителей пейзажной живописи, как И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи, которые в борьбе с отживающим академическим пейзажем отстаивали право на изображение своей родной природы, близкой и понятной народу.
С 1869 года в таких его произведениях как «Перед дождем» появляются одухотворенность, драматизм, романтическая приподнятость, все то, что И. Н. Крамской называл «поэзией при натуральности исполнения» — черты, сделавшие живопись Васильева исключительным явлением русского искусства.
Васильев воспевает природу как поэт, проникновенно и тонко чувствующий ее красоту. Созданные художником образы необычно эмоциональны, они вызывают большие мысли и глубокие чувства.
Произведения Васильева проникнуты любовью к простым людям, ему понятен и близок их мир, их жизнь и труд. Неоднократно обращаясь к русской деревне, художник так или иначе затрагивал тему труда.
В картине «После дождя» крестьяне везут на лошади сено, в «Деревенской улице» возвращаются с сенокоса. В картине «После грозы» женщина песет на спине вязанку хвороста, а двое мужчин заняты работой у сваленных бревен.
Огромное значение для творчества молодого художника имела летняя поездка по Волге в 1870 году, предпринятая совместно с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым. Васильев жадно всматривался в раздольную красоту русской реки, ее величавое течение, с увлечением делал зарисовки, в которых отразилась его тонкая наблюдательность и эмоциональное восприятие природы.
Из воспоминаний И. Н. Репина об этой поездке видно, каким огромным авторитетом для него, старшего годами, был 20-летний Васильев. Репин отмечает богатейшую память Васильева, точность и виртуозность его «магического карандаша», острое чувство пластичности, гармонии деталей и, вместе с тем, умение «обобщать картину до грандиозного впечатления».
В 1871 году Васильев выступил с одной из лучших своих картин — «Оттепель», принесшей Ф. Васильеву широкую известность. Тоскливое свинцовое небо нависло над безлюдными далями, одинокая, покосившаяся избушка затерялась среди простора полей, первые талые воды размыли дорогу, и печально выглядят в этом пейзаже фигуры путников — мужчины с котомкой за плечами и ребенка, укутанного платком.
Успех «Оттепели» окрыляет молодого художника, он полон энергии, творческих сил и новых замыслов. Но случилось непоправимое — художник внезапно заболевает туберкулезом и вынужден уехать в Ялту. Начался «крымский период» его жизни. Полный творческих сил, любви к жизни и верящий в скорое выздоровление, Ф. Васильев продолжает работать.
Но природа Крыма не вызывает в нем такого горячего чувства, как природа средней полосы России. В первый год своего пребывания в Крыму художник по старым этюдам пишет картину «Мокрый луг» (1872) — законченное и совершенное в художественном отношении, ставшее популярным произведение, передающее обобщенный величественный образ русской природы.
Картина поражает своей свежестью, тонкой передачей влажного дыхания грозы, в ней много динамики, экспрессии, внутреннего напряжения,
В картинах Ф. Васильева, запечатлевших виды Крыма, нет той экзотической, надуманной, салонной «красивости», которая обычно присутствовала в полотнах живописцев, изображавших южную природу.
Они подкупают естественной красотой характерных для Крыма мест. Величавые темно-синие горы с пеленой стелящихся облаков, каменистая дорога со следами прошедшего ливни, почти осязаемые свежесть и прохлада — такой предстает и отраженная им крымская природа.
Художника по-прежнему волнуют различные состояния природы. В картине «Вечер в Крыму» художник подчеркивает задумчивую тишину и покой наступающего вечера. В крымских пейзажах Васильева много света и воздуха, и в них гармонично сочетается обыденная жизнь и величавая природа.
Эта величавость с особой силой выражена в картине «В крымских горах» (1873), созданной художником в последний год жизни. В ней как бы отражен результат его поисков художественного образа Крыма.
С особой тщательностью выписан рельеф местности. Огромные массивы гор и сосны, стоящие одинокой группой, создают эмоциональный образ суровой и гордой в своем величии южной природы.
Из писем Ф. Васильева видно, что жизнь в Ялте была для него необычайно тяжелой. Он страшно боялся «совершенно уклониться от настоящего пути, не видя перед собой ни одного художника, ни одной картины».
Денег нехватало, надо было выполнять заказы ради средств к существованию. Здоровье быстро ухудшалось, сил становилось все меньше и меньше...
Васильев прожил всего 23 года. Несмотря на свою недолгую жизнь, этот замечательный художник вписал яркую страницу в историю русского изобразительного искусства.