суббота

Художник Фёдор Александрович Васильев


Творчество выдающегося русского пейзажиста Федора Александровича Васильева продолжалось всего лишь около семи лет, но за этот удивительно короткий срок им были созданы замечательные произведения, сыгравшие огромную роль в развитии национальной рус­ской пейзажной живописи.

Васильев вошел в русское искусство в то время, когда Россия была охвачена мощным революционно-де­мократическим движением 60- 70-х годов. Это был также период подъема русского реалистического искусства. 

 Прогрессивные художники-демократы выступили провод­никами передовых общественных идей, свою задачу они видели в реалистическом отражении социальной действи­тельности.

Родился Ф. Васильев в 1850 году в Гатчине, и семье мелкого почтового чиновника. Детство и юность его про­шли в Петербурге. Восемнадцатилетним юношей по окончании рисовальной школы Общества поощрения ху­дожников он попадает к передовую художественную сре­ду, где состоится его знакомство с И. Н. Крамским, а также быстрое сближение с рядом известных русских художников перешедшее в крепкую творческую дружбу, чему значительно содействовали к личное обаяние Ф. Васильева и его искрящийся недюжинный талант.

Большую помощь молодому Васильеву в овладении художественным мастерством оказал И. И. Шишкин. Несмотря на то, что Васильев не получил достаточно­го художественного образования, его редкое дарование развивается с необычайной быстротой.

Уже первыми своими картинами «После грозы»,  «Деревенская улица», «Летний жаркий день» Ф. Василь­ев  доказал, что он всецело на стороне  таких  представи­телей пейзажной  живописи, как И. И. Шишкин,  А. К. Сав­расов,  А. И. Куинджи,  которые в борьбе с отживающим  академическим пейзажем отстаивали право на изображе­ние своей родной природы, близкой и понятной народу.

С 1869 года в таких его произведениях как «Перед дождем» появляются одухотворенность, драматизм, ро­мантическая приподнятость, все то, что И. Н. Крамской называл «поэзией при натуральности исполнения» — чер­ты, сделавшие живопись Васильева исключительным явле­нием русского искусства.

Васильев воспевает природу как поэт, проникновенно и тонко чувствующий ее красоту. Созданные худож­ником образы необычно эмоциональны, они вызывают большие мысли и глубокие чувства.

Произведения Васильева проникнуты любовью к простым людям, ему понятен и близок их мир, их жизнь и труд. Неоднократно обращаясь к русской деревне, художник так или иначе затрагивал тему труда. 

В картине «После дождя» кре­стьяне везут на лошади сено, в «Деревенской улице» возвращаются с сенокоса. В картине «После грозы» жен­щина песет на спине вязанку хвороста, а двое мужчин заняты работой у сваленных бревен.

Огромное значение для творчества молодого худож­ника имела летняя поездка по Волге в 1870 году, пред­принятая совместно с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым. Васильев жадно всматривался в раздольную красоту русской реки, ее величавое течение, с увлечением делал зарисовки, в которых отразилась его тонкая наблюдатель­ность и эмоциональное восприятие природы. 

Из воспоми­наний И. Н. Репина об этой поездке видно, каким огром­ным авторитетом для него, старшего годами, был 20-лет­ний Васильев. Репин отмечает богатейшую память Васильева, точность и виртуозность его «магического карандаша», острое чувство пластичности, гармонии дета­лей и, вместе с тем, умение «обобщать картину до гран­диозного впечатления».

В 1871 году Васильев выступил с одной из лучших своих картин — «Оттепель», принесшей Ф. Васильеву широкую известность. Тоскливое свинцовое небо нависло над безлюдными далями, одинокая, покосившаяся избушка затерялась среди простора полей, первые талые воды размыли дорогу, и печально выглядят в этом пейзаже фигуры путников — мужчины с котомкой за плечами и ребенка, укутанного платком.  

Успех «Оттепели» окрыляет молодого художника, он полон энергии, творческих сил и новых замыслов. Но случилось непоправимое — художник внезапно заболевает туберкулезом и вынужден уехать в Ялту. Начался «крым­ский период» его жизни. Полный творческих сил, любви к жизни и верящий в скорое выздоровление, Ф. Васильев продолжает работать.

Но природа Крыма не вызывает в нем такого горячего чувства, как природа средней полосы России. В первый год своего пребывания в Крыму художник по старым этюдам пишет картину «Мокрый луг» (1872) — законченное и совершенное в художественном отношении, ставшее популярным произведение, передающее обобщенный величественный образ русской природы. 

Картина поражает своей свежестью, тонкой передачей влажного дыхания грозы, в ней много динамики, экспрессии, внутреннего напряжения,
В картинах Ф. Васильева, запечатлевших виды Крыма, нет той экзотической, надуманной, салонной «краси­вости», которая обычно присутствовала в полотнах живописцев, изображавших южную природу. 

Они подку­пают естественной красотой характерных для Крыма мест. Величавые темно-синие горы с пеленой стелящихся обла­ков, каменистая дорога со следами прошедшего ливни, почти осязаемые свежесть и прохлада — такой предстает и отраженная им крымская природа.

Художника по-прежнему волнуют различные состоя­ния природы. В картине «Вечер в Крыму» художник под­черкивает задумчивую тишину и покой наступающего вечера. В крымских пейзажах Васильева много света и воздуха, и в них гармонично сочетается обыденная жизнь и величавая природа.

Эта величавость с особой силой выражена в картине «В крымских горах» (1873), созданной художником в последний год жизни. В ней как бы отражен результат его поисков художественного образа Крыма. 

С особой тщательностью выписан рельеф местности. Огромные массивы гор и сосны, стоящие одинокой группой, создают эмоциональный  образ  суровой и гордой в своем величии южной природы.

Из писем Ф. Васильева видно, что жизнь в Ялте была для него необычайно тяжелой. Он страшно боялся «совершенно уклониться от настоящего пути, не видя перед собой ни одного художника, ни одной картины».  

Денег  нехватало,  надо было выполнять заказы ради средств к существованию. Здоровье быстро ухудшалось, сил становилось все меньше и меньше...

Васильев прожил всего 23 года. Несмотря на свою недолгую жизнь, этот замечательный художник вписал яркую страницу в историю русского изобразительного искусства.