суббота

Художник Сергей Васильевич Иванов


Че­ловек честного и горячего сердца, он не мог относиться равнодушно ни к судьбам родного народа, ни к судьбам родного искусства. Картины Иванова отличаются глубокой эмо­циональностью, драматизмом действия, социаль­ной заостренностью образов. 

Они замечательны высоким художественным мастерством. В твор­честве Иванова, отмеченном цельностью и исклю­чительной идейной последовательностью, нашли свое воплощение и дальнейшее развитие лучшие традиции реалистического искусства второй поло­вины XIX века.

Родился Сергей Васильевич Иванов в 1864 го­ду в г. Рузе Московской губернии в небогатой семье чиновника. По окончании среднего училища Пианов поступает в Межевой институт, который оставляет неоконченным. 

Преодолевая сопротив­ление отца, желавшего видеть сына чиновником, он уезжает из дома для получения художествен­ного образования. С 1880 по 1885 год он учится в Московском училище живописи, ваяния и зод­чества и в Петербургской Академии художеств.

Учителями Иванова были Е. С. Сорокин и И. М. Прянишников. Половину жизни провел художник в путешествиях по централь­ной России, Украине, Оренбургской губернии, калмыцким и киргизским степям. Детально изу­чая жизнь простых людей, он делал зарисовки, этюды и эскизы. На основании этих свежих до­стоверных материалов и создавались его картины.

Во время путешествия по России Иванов про­шел многие десятки километров с «переселенца­ми», безземельными бедняками-крестьянами, про­биравшимися в Западную и Восточную Сибирь в поисках «свободных земель». 

Иванов явился автором первых изображений в русском искусстве голодных крестьянских бунтов, завершавшихся жестокой царской расправой («Смерть от голода», «Бунт; в деревне», «Едут! Карательный отряд».

Значительное место в творчестве С. Иванова занимает историческая живопись. И здесь в центре внимания художника находится народ, его переживании, его исторические судьбы. В большой картине «Поход московитян. XVI век» художник показывает силу народа, вынос­ливость, его неизменную веру в победу. В изо­бражении быта и характеров людей допетров­ской Руси Иванов достигает редкой убедитель­ности.

Исторические сюжеты давали возможность Иванову, избегая цензуры,  высказать  свое  отно­шение к монархическому строю. Для этого он умело использовал прием исторической парал­лели. Так, в картине «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» в завуалированном ви­де содержится протест против хозяйничавших в России иностранцев.

Накануне и во время революции 1905 года художник был в самой гуще событий, создавая по свежим впечатлениям дышащие глубоким сочувствием к восставшим картины, акварели, рисунки, офорты, которые в те времена не могли быть показаны на выставках. 

В произведениях этого пе­риода Иванов достигает подлинного драматизма, глубокой эмоциональности, и, вместе с тем, пре­дельного лаконизма изображения. Все эти чер­ты наиболее ярко выражены в известной кар­тине «Расстрел» и в замечательном офорте «У стенки».

 Иванов продолжал оставать­ся верным лучшим принципам реалистической жи­вописи. Умер С. В. Иванов в 1910 году.