суббота

Художник Николай Алексеевич Касаткин


В замечательном созвездии русских художников-реалистов, творчество которых было тесно связано с жизнью и лучшими чаяниями своего народа, значи­тельное и вместе с тем особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин — представитель младшего поколе­ния передвижников.

Касаткин был первым художником, разработавшим в русском искусстве глубоко, остро и многосторонне тему быта народа. Касаткин родился в Москве в декабре 1859 года.

Детство его протекало в одном из районов города, заселенном бедным, трудовым людом, который позже становится основным героем произведений художника. 

 Получив дома хорошую профессиональную подготовку у отца, известного в то время гравера, Касаткин, четыр­надцатилетний мальчик, в 1873 году поступает в Мо­сковское училище живописи, ваяния и зодчества, где успешно занимается под руководством известных худож­ников В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, по­лучая неоднократные награды за представленные ра­боты.

Имея звание классного художника, Касаткин занимался и преподавательской деятельностью.
Следуя заветам художников-демократов, Касаткин уже ранние произведения, написанные преимущественно на темы из жизни русского крестьянства, наполняет большим общественным звучанием и тем самым продол­жает, а затем и развивает лучшие традиции русского идейного реализма. 

Касаткину не удалось осуществить свои планы — поступить в Академию художеств для продолжения образования. В связи с болезнью отца и повседнев­ными заботами о семье он вынужден был постоянно думать о заработке, что лишало его возможности в те­чение нескольких лет серьезно заниматься живописью.

Только в 1890 году на XVIII Передвижной выставке появляется его небольшая жанровая картина «Перекуп­ка», успех которой ободряет художника и вдохновляет его на дальнейшее плодотворное творчество.

Через год он участвует на очередной выставке уже тремя картинами. Одна из них — «Соперницы», отли­чающаяся глубоким знанием жизни, тонкостью психо­логических характеристик женских образов, свежестью колорита в передаче широкой заснеженной улицы и свинцово-синего неба, приобретается П. М. Третьяковым для Галереи.

Товарищество передвижных выставок откликнулось на это необычное по сюжету и по живописным до­стоинствам произведение зачислением молодого худож­ника в состав его членов.

В лице Н. А. Касаткина Товарищество приобрело активного, последовательного и верного до конца своего существования деятеля.

Это событие открыло новый, исключительно важный этап в жизни и творчестве Касаткина. Он писал: «Я по­лучил веру, что мой труд найдет себе оценку и место». 

 И, действительно, уже в первые три года в результате творческого подъема и напряженной работы на очеред­ных передвижных выставках одно за другим появляются интересные жанровые картины: в 1892 году — «Шутка» (приобретается П. М. Третьяковым), «Осиротели», «Семья»; в 1893 году — «Девушка у изгороди», «Тяже­ло», «Перед разлукой»: в 1894 году — «Трамвай при­шел». «Девушка у изгороди» —произведение, запечат­левшее светлый образ простой девушки, полной грации и духовной красоты, также нашло свое место в экспо­зиции Галереи П. М. Третьякова.

В картине «Осиротели», близкой по идейному за­мыслу и эмоциональному строю к произведению Перова «Проводы покойника» художник лаконичным, вырази­тельным живописным языком повествует о печальной участи одиноких детей в современной ему пореформен­ной деревне.

Касаткин предстает здесь проникновенным пейзажистом. Ясный, весенний день, особая тишина, разлитая в природе, не нарушают печального, сосредо­точенного состояния сирот, пришедших на погост.

Как ни значительны и интересны произведения Ка­саткина на сюжеты из крестьянского быта, однако совершенно  исключительное общественное и художест­венное звучание имели созданные им портретные этюды и картины из жизни рабочих, появлявшиеся с 1895 года на передвижных выставках: «Шахтерка», «Углекопы. Смена»  и др.

Цикл этих произведений явился результатом поездок Касаткина с 1892 года в Донецкий угольный бассейн. Там, в годы подъема рабочего движения в России, художник пристально изучал рабские условия труда шахтеров, наблюдал рост классового самосознания про­летариата и первый создал ряд глубоко правдивых эмоциональных образов представителей рабочего класса. 

 Тем самым Касаткин вписал новую замечательную страницу в историю русской живописи, выступив под­линным новатором.
Картина «Углекопы. Смена» — самое монументаль­ное по замыслу полотно Касаткина. 

Не случайно, что появление картины и ценнейший этюд к ней на XXIV Передвижной выставке, а затем в залах Третья­ковской галереи было воспринято передовыми пред­ставителями русского общества, как большое явление в русской живописи и общественной жизни.

Стасов отмечал, что в этих выдающихся произве­дениях «столько правды, столько энергии и правдивости кисти...», что они «много говорят уму и чувству».
Касаткин показал момент перед спуском в шахту. 

 В темном, сыром, мрачном помещении изображена группа шахтеров утренней смены вокруг шахтной клети в ожидании спуска. Из общей массы на мрачном фоне выделяется пожилой шахтер на переднем плане. 

В изо­браженной фигуре чувствуется энергия, суровость и сознание своей силы. Скудностью освещения, своеоб­разным снаряжением людей с лопатами в руках, вы­бором момента перед спуском, спящими тут же на голом грязном полу подростками, не успевшими отдох­нуть от непосильной работы, и темным холодным коло­ритом Касаткин убедительно, образно вскрывает тяже­лые и мрачные условия труда шахтеров.
Николай Алексеевич Касаткин умер в 1930 году.