В замечательном созвездии русских художников-реалистов, творчество которых было тесно связано с жизнью и лучшими чаяниями своего народа, значительное и вместе с тем особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин — представитель младшего поколения передвижников.
Касаткин был первым художником, разработавшим в русском искусстве глубоко, остро и многосторонне тему быта народа. Касаткин родился в Москве в декабре 1859 года.
Детство его протекало в одном из районов города, заселенном бедным, трудовым людом, который позже становится основным героем произведений художника.
Получив дома хорошую профессиональную подготовку у отца, известного в то время гравера, Касаткин, четырнадцатилетний мальчик, в 1873 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где успешно занимается под руководством известных художников В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, получая неоднократные награды за представленные работы.
Имея звание классного художника, Касаткин занимался и преподавательской деятельностью.
Следуя заветам художников-демократов, Касаткин уже ранние произведения, написанные преимущественно на темы из жизни русского крестьянства, наполняет большим общественным звучанием и тем самым продолжает, а затем и развивает лучшие традиции русского идейного реализма.
Касаткину не удалось осуществить свои планы — поступить в Академию художеств для продолжения образования. В связи с болезнью отца и повседневными заботами о семье он вынужден был постоянно думать о заработке, что лишало его возможности в течение нескольких лет серьезно заниматься живописью.
Только в 1890 году на XVIII Передвижной выставке появляется его небольшая жанровая картина «Перекупка», успех которой ободряет художника и вдохновляет его на дальнейшее плодотворное творчество.
Через год он участвует на очередной выставке уже тремя картинами. Одна из них — «Соперницы», отличающаяся глубоким знанием жизни, тонкостью психологических характеристик женских образов, свежестью колорита в передаче широкой заснеженной улицы и свинцово-синего неба, приобретается П. М. Третьяковым для Галереи.
Товарищество передвижных выставок откликнулось на это необычное по сюжету и по живописным достоинствам произведение зачислением молодого художника в состав его членов.
В лице Н. А. Касаткина Товарищество приобрело активного, последовательного и верного до конца своего существования деятеля.
Это событие открыло новый, исключительно важный этап в жизни и творчестве Касаткина. Он писал: «Я получил веру, что мой труд найдет себе оценку и место».
И, действительно, уже в первые три года в результате творческого подъема и напряженной работы на очередных передвижных выставках одно за другим появляются интересные жанровые картины: в 1892 году — «Шутка» (приобретается П. М. Третьяковым), «Осиротели», «Семья»; в 1893 году — «Девушка у изгороди», «Тяжело», «Перед разлукой»: в 1894 году — «Трамвай пришел». «Девушка у изгороди» —произведение, запечатлевшее светлый образ простой девушки, полной грации и духовной красоты, также нашло свое место в экспозиции Галереи П. М. Третьякова.
В картине «Осиротели», близкой по идейному замыслу и эмоциональному строю к произведению Перова «Проводы покойника» художник лаконичным, выразительным живописным языком повествует о печальной участи одиноких детей в современной ему пореформенной деревне.
Касаткин предстает здесь проникновенным пейзажистом. Ясный, весенний день, особая тишина, разлитая в природе, не нарушают печального, сосредоточенного состояния сирот, пришедших на погост.
Как ни значительны и интересны произведения Касаткина на сюжеты из крестьянского быта, однако совершенно исключительное общественное и художественное звучание имели созданные им портретные этюды и картины из жизни рабочих, появлявшиеся с 1895 года на передвижных выставках: «Шахтерка», «Углекопы. Смена» и др.
Цикл этих произведений явился результатом поездок Касаткина с 1892 года в Донецкий угольный бассейн. Там, в годы подъема рабочего движения в России, художник пристально изучал рабские условия труда шахтеров, наблюдал рост классового самосознания пролетариата и первый создал ряд глубоко правдивых эмоциональных образов представителей рабочего класса.
Тем самым Касаткин вписал новую замечательную страницу в историю русской живописи, выступив подлинным новатором.
Картина «Углекопы. Смена» — самое монументальное по замыслу полотно Касаткина.
Не случайно, что появление картины и ценнейший этюд к ней на XXIV Передвижной выставке, а затем в залах Третьяковской галереи было воспринято передовыми представителями русского общества, как большое явление в русской живописи и общественной жизни.
Стасов отмечал, что в этих выдающихся произведениях «столько правды, столько энергии и правдивости кисти...», что они «много говорят уму и чувству».
Касаткин показал момент перед спуском в шахту.
В темном, сыром, мрачном помещении изображена группа шахтеров утренней смены вокруг шахтной клети в ожидании спуска. Из общей массы на мрачном фоне выделяется пожилой шахтер на переднем плане.
В изображенной фигуре чувствуется энергия, суровость и сознание своей силы. Скудностью освещения, своеобразным снаряжением людей с лопатами в руках, выбором момента перед спуском, спящими тут же на голом грязном полу подростками, не успевшими отдохнуть от непосильной работы, и темным холодным колоритом Касаткин убедительно, образно вскрывает тяжелые и мрачные условия труда шахтеров.