суббота

Художник Пётр Петрович Соколов


Петр Петрович Соколов, талантливый, разносторонне ода­ренный художник, работал во второй половине XIX века. Он вошел в историю русского искусства как выдающийся акваре­лист, автор многочисленных жанровых композиций. превос­ходный анималист и портретист, первоклассный иллюстратор. 

 По своим идейным устремлениям П. П. Соколов был близок передовым деятелям демократической литературы и искусства того времени. Прожив долгие годы в провинции, художник внимательно изучал окружающую его жизнь и в своем твор­честве правдиво отразил типические явления действительности.

Ряд произведений Соколова: «Взимание недоимок» (1867). «Родины в поле» (1873) «На пашне» (1888) и другие — рисуют тяжелую, беспросветную жизнь крестьянства. В акварели «Потрава» дана острая социальная сцена, построенная на про­тивопоставлении праздных забав помещика и бесправия, без­защитности крестьян.

Особенно убедительны образы помещиков, которых Соко­лов хорошо знал. Выразительна в этом отношении акварель «На псарне». В ней создан отталкивающий образ жестокого самодура, перед грозной фигурой которого даже свора собак застыла испуганно и покорно.

Прогрессивные идеи Соколова получили яркое выражение также и в работах, посвященных русско-турецкой войне 1877- 1878 гг. в которой он участвовал в качестве художника-корреспондента. 
В произведениях «Мертвая дорога между Нико­полем и Плевной», «Уборка тел в Плевне после сдачи». «Пе­реход через Балканы» и других П. Соколов, подобно В. Ве­рещагину, основное внимание уделял рядовому солдату, труд­ностям и невзгодам походов. 

Через все творчество художника проходит тема русского провинциального пейзажа. Особенно любил он мотивы осен­них размытых дорог с телегами и бричками, занесенные сне­гом поля с лихими тройками, одиноких путников, в метель разы­скивающих дорогу. Его пейзажи отличаются большим поэтиче­ским чувством, тонким пониманием красоты родной природы.

Будучи страстным охотником, П. Соколов создал большую серию произведений, которые частично были изданы в 1870-х годах отдельным альбомом «Русские охоты».

В таких работах, как «Заструнивание волка», «Охота на волка с борзыми», «Затравили лисицу» и многих других, он изображает различные виды русской охоты, многообразный мир живот­ных.

Выразительно переданы разнообразные типы охотников, их ловкость, мужество, удаль скачек. Особенно привлекает внимание характеристика животных, анатомию, характер, по­вадки которых П. Соколов прекрасно изучил. 

Изумительная зрительная память позволяла ему изображать их в сложней­ших движениях, в труднейших поворотах, в различных со­стояниях: испуганных, загнанных, настороженных.
Глубокое знание мира животных, удивительные жизнен­ность и виртуозность исполнения этих работ прочно утвер­дили за П. П. Соколовым славу непревзойденного мастера охотничьих сцен.

Сын известного русского портретиста-акварелиста П. Ф. Со­колова, племянник знаменитого К. Брюллова, П. Соколов с ранних лет начал работать в области портрета. В этом жанре его лучшими произведениями являются — «Портрет писателя Сергея Атавы (С. Н. Терпигорева)» и «Автопортрет».

С. Терпигорев — один из самых близких друзей худож­ника, автор очерков «Оскудение» — изображен в простонарод­ной красной косоворотке в минуту отдыха. Его поза спокойна и непринужденна, доверчиво лежит у него на коленях собака. 

Но за всей этой простотой и обыденностью чувствуется человек сильного характера, мыслящий, непримиримый. Портрет очень красив по исполнению. Соколов был новатором в искус­стве: любил комбинировать во всех видах акварель, гуашь, масло и добивался изысканных цветовые отношений, особой фактуры письма.

В портрете Терпигорева талантливо исполь­зовано сочетание легких прозрачных акварельных красок и плотной гуаши, которое значительно увеличило силу цвета. 

 Эффектно звучит большое красное пятно рубашки на спокой­ном серовато-зеленоватом фоне. Мастерски передана материаль­ность изображаемого , рельефность в лепке формы, ранее казав­шиеся невозможными в акварели.

В «Автопортрете» художник изобразил себя в старческом возрасте. Страстным, живым, деятельным предстает он перед нами. Этот портрет, отличающийся широкой свободной мане­рой письма, также выполнен в комбинированной технике аква­рели и гуаши.

Заслуженную славу принесла Соколову работа в области иллюстрации.
Великолепны его акварели и рисунки к «Запискам охот­ника» И. Тургенева, произведениям Н. Некрасова «Генерал Топтыгин». «Дедушка Мазай и зайцы». «Еду ли ночью по улице темной» и другим.

Но особенно глубоко захватило ху­дожника начатое им в 1890-х годах иллюстрирование поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Соколов хорошо знал русскую провинцию, ему не раз доводилось наблюдать людей, подоб­ных героям, созданным писателем.

Еще при жизни Гоголя появились знаменитые рисунки А. Агина к «Мертвым душам». Сосредоточив внимание на ос­новных персонажах, художник дал изумительные по силе образы.  

Другой не менее известный иллюстратор этой поэмы П. Боклевский также пошел по пути воссоздании гоголевских типов. Используя достижения своих предшественников, Соколов поставил перед собой задачу шире отразить содержание поэмы, в которой Русь показана так многопланно. 

Ведь у Гоголя есть не только великолепная галерея образов русских поме­щиков, но и детальнейшее описание быта провинции, знаме­нитые лирические отступления, тончайшие картины природы.

Соколов  даёт  прежде всего запоминающиеся, полные са­тиры образы основных героев: Чичикова. Ноздрева, Плюшкина, Собакевича, Манилова, Коробочки — и обширную галерею чи­новников, стремясь каждый из них раскрыть  многопланно, Так, например, Чичиков изображен то галантным и обворожи­тельным («Чичиков у Манилова»), то грубым и надменным («Разговор Чичикова с половым»), то неуклюжим и смешным («Туалет Чичикова») и т, п.

В отличие от Агина и Боклевского много внимания уделяет Соколов конкретизации места действия. Он тщательно воспроизводит губернский город N. внешний облик усадьбы Плюшкина, интерьеры, мебель, различные вещи домашнего обихода, окружающие того или иного героя и характеризую­щие его образ жизни и вкусы.

Все это сделано с поразитель­ным знанием бытового уклада эпохи 40-х годов прошлого века. В отдельных листах, как, например, в листе, изображающем бричку Селифана, мчащуюся по грязной, размытой дождями дороге, важную рать играет пейзаж. Он вызывает острое чув­ство грусти и одиночества, создает в иллюстрации нужный подтекст, близкий описаниям Гоголя.

Обширный цикл иллюстраций П. Соколова к «Мертвым ду­шам» — своеобразная изобразительная энциклопедия провин­циальной жизни России в 1840-х годах. Эта серия ценна не только своими художественными достоинствами; она представ­ляет также исключительный познавательный интерес, свидетель­ствует о критическом отношении автора к изображаемому.

П. П. Соколов оставил после себя большое количество произведений. Они отличаются глубоко национальными чер­тами, типичностью и неповторимостью образов, своеобразной художественной манерой.