суббота

Художник Владимир Егорович Маковский


Увлекательным рассказчиком предстает перед нами Владимир Егорович Маковский (1846—1920), в своих мно­гочисленных, мастерски выполненных бытовых сценках, то драматических, то лирических, то комедийных, но всегда глубоко содержательных, отмеченных острой на­блюдательностью.

Замечательные картины «Игра в бабки», «На буль­варе» , «Крах банка», «Свидание» и другие относятся к самым популярным в народе произведениям русской живописи.
Широкое признание они получили благодаря исключительному умению талантливого художника-жан­риста настолько жизненно просто, умно и доходчиво передавать определенное событие, что зритель не толь­ко читает при первом взгляде заключенные в картине мысли, но и взволнованно переживает вместе с персо­нажами картин разнообразные человеческие чувства.  

Графические произведения Маковского по своим художественным достоинствам во многом не уступают картинам, выполненным им маслом на холсте. Сохра­нилось огромное количество рисунков, акварелей и офортов художника, создававшихся на протяжении всего его долгого творческого пути.

Часть этих работ служила  вспомогательным материалом для живописи. Это — зарисовки, этюды, эскизы, в которых автор решает определенную художественную задачу создания очеред­ного жанрового полотна.

По этим работам интересно проследить, как оттачивалась мысль художника, совер­шенствовалась композиция, увеличивалась выразитель­ность образов. Другую часть графического наследства составляют совершенно самостоятельные  произведения  не повторенные им в живописи. Большое внимание уделяет художник книжной иллюстрации.

Чаще всего рисунки Маковского выполнены графит­ным карандашом, реже итальянским, или углем. Заме­чательных достижений добился художник в акварель­ной технике; интересны также и созданные им офорты.

Графике Маковского присущи многие черты, свой­ственные живописи. В тесной взаимной связи шла эво­люция этих двух видов творчества художника. Маков­ский — блестящий мастер «режиссерской» разработки сценических действий своих произведений. Все его дей­ствующие лица живут своей собственной жизнью, ни одно не повторяет другое, и, вместе с тем, каждое представляет  из  себя типический образ.

Колорит и композиционное построение неизменно подчинены выявлению главенствующей идеи произведения. Воспроизводимые в данном издании 12 произведений художника дают представление об основных достиже­ниях Маковского-графика.

Уже в работах 1860-х годов наблюдается пробужде­ние интереса художника к реалистическому отображе­нию национального русского быта, проявляется тонкая наблюдательность — черты, которые составят сильные стороны всего его творчества.

В своих первых рисунках Маковский обнаруживает умение крепко строить форму предмета, четко выявляя ее структуру. Для раннего периода характерна аква­рель «Собиратель картин и рисунков» (1869). С мягким, безобидным юмором изображен престарелый коллекцио­нер, самозабвенно созерцающий выставленную для про­дажи картину. 

Невольную улыбку вызывает вся его колоритная фигура, закутанная шарфами, платками и увешанная рамой, связками книг и альбомов. Худож­ник любовно выписывает и перечисляет множество де­талей, тем самым создавая некоторую перегруженность всего изображения.

В 1870-х годах Маковский приобретает известность как выдающийся русский художник-жанрист. Для своих произведений он выбирает общественно значимые темы, наполняет свои полотна все более глубоким идейным содержанием. 

После картин «Игра в бабки», «В приемной у доктора», «Любители соловьев». На тему из жизни интел­лигенции Маковский в 1875 году создает рисунок «Ве­черинка», а в 1879 голу акварель «Осужденный», по­служившую предварительным эскизом для его извест­ной одноименной картины.

Расширяется творческий диапазон художника. На это указывает его участие совместно с другими художниками в создании альбома, посвященного героической обороне Севастополя. «Ри­сунки очень верно воспроизводят,— писал о них из­вестный художественный критик В. В. Стасов—жизнь и дела осажденных потому, что исполнены на основа­нии рассказов офицеров и моряков, самих в то время поживших героической жизнью в Севастополе». 

На од­ном из этих, глубоко патриотических произведений, запечатлена сцена смертельного ранения на Малаховом кургане выдающегося русского флотоводца адмирала Нахимова, бывшего главным руководителем героиче­ской обороны Севастополя. На другом — показан про­славленный герой севастопольской обороны — матрос Петр Кошка во время одной из своих смелых вылазок в расположение вражеских войск. С большой теплотой и любовью изобразил художник группу детей,  помо­гающих несмотря на смертельную опасность, взрослым в их героической борьбе.

1880--1390-е годы характеризуются как в живописи. так и в графике Маковского дальнейшим повышением художественного мастерства. Возрастает жизненная правдивость образов, психологическая острота их харак­теристик. Одну за другой пишет он свои знаменитые картины «Крах банка», «Оправданная», «Свидание», «На бульваре».

В графических работах этих лет наблюдаются воз­росшая гибкость, выразительность и лаконичность ри­сунка. Во многих произведениях Маковского звучит тема маленького человека, задавленного нуждой и ли­шениями. Он изображает то пожилого шарманщика, с трудом переставляющего ревматические  ноги под тя­жестью ноши («Шарманщик. На гастроли»),  то быв­шего интеллигента, опустившегося на дно жизни («В харчевне»), то мелкого служащего за штопкой своего халата («Починка халата»).

Маковский небезызвестен и как портретист. Сохра­нилось немало выполненных им в живописи и в графи­ке правдивых портретов своих современников. Эти портреты поражают реалистической    точностью   рисунка и  глубиной   вдумчивого изображения   характеров   портретируемых.

Особое место в художественном наследии Маков­ского занимают его иллюстрации. В различные перио­ды своего творчества художник иллюстрировал произ­ведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, Маковский выбирал те моменты в литературном по­вествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показав конкретную обста­новку, в которой они живут и действуют.

Причем, Ма­ковский и здесь обнаруживает свой искрящийся юмор, незаурядную одаренность в обрисовке человеческих ти­пов, неизменную тягу к психологизму. С особой лю­бовью иллюстрирует художник произведения Н. В. Го­голя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосвет­ские помещики», «Мертвые души» и др.
Графическое искусство Маковского обогащает наше представление о творчестве замечательного художника-жанриста, принадлежащего к передвижникам — этой славной плеяде русских художников, вошедших в исто­рию отечественной культуры, как поборники идейного народного реалистического искусства.