Увлекательным рассказчиком предстает перед нами Владимир Егорович Маковский (1846—1920), в своих многочисленных, мастерски выполненных бытовых сценках, то драматических, то лирических, то комедийных, но всегда глубоко содержательных, отмеченных острой наблюдательностью.
Замечательные картины «Игра в бабки», «На бульваре» , «Крах банка», «Свидание» и другие относятся к самым популярным в народе произведениям русской живописи.
Широкое признание они получили благодаря исключительному умению талантливого художника-жанриста настолько жизненно просто, умно и доходчиво передавать определенное событие, что зритель не только читает при первом взгляде заключенные в картине мысли, но и взволнованно переживает вместе с персонажами картин разнообразные человеческие чувства.
Графические произведения Маковского по своим художественным достоинствам во многом не уступают картинам, выполненным им маслом на холсте. Сохранилось огромное количество рисунков, акварелей и офортов художника, создававшихся на протяжении всего его долгого творческого пути.
Часть этих работ служила вспомогательным материалом для живописи. Это — зарисовки, этюды, эскизы, в которых автор решает определенную художественную задачу создания очередного жанрового полотна.
По этим работам интересно проследить, как оттачивалась мысль художника, совершенствовалась композиция, увеличивалась выразительность образов. Другую часть графического наследства составляют совершенно самостоятельные произведения не повторенные им в живописи. Большое внимание уделяет художник книжной иллюстрации.
Чаще всего рисунки Маковского выполнены графитным карандашом, реже итальянским, или углем. Замечательных достижений добился художник в акварельной технике; интересны также и созданные им офорты.
Графике Маковского присущи многие черты, свойственные живописи. В тесной взаимной связи шла эволюция этих двух видов творчества художника. Маковский — блестящий мастер «режиссерской» разработки сценических действий своих произведений. Все его действующие лица живут своей собственной жизнью, ни одно не повторяет другое, и, вместе с тем, каждое представляет из себя типический образ.
Колорит и композиционное построение неизменно подчинены выявлению главенствующей идеи произведения. Воспроизводимые в данном издании 12 произведений художника дают представление об основных достижениях Маковского-графика.
Уже в работах 1860-х годов наблюдается пробуждение интереса художника к реалистическому отображению национального русского быта, проявляется тонкая наблюдательность — черты, которые составят сильные стороны всего его творчества.
В своих первых рисунках Маковский обнаруживает умение крепко строить форму предмета, четко выявляя ее структуру. Для раннего периода характерна акварель «Собиратель картин и рисунков» (1869). С мягким, безобидным юмором изображен престарелый коллекционер, самозабвенно созерцающий выставленную для продажи картину.
Невольную улыбку вызывает вся его колоритная фигура, закутанная шарфами, платками и увешанная рамой, связками книг и альбомов. Художник любовно выписывает и перечисляет множество деталей, тем самым создавая некоторую перегруженность всего изображения.
В 1870-х годах Маковский приобретает известность как выдающийся русский художник-жанрист. Для своих произведений он выбирает общественно значимые темы, наполняет свои полотна все более глубоким идейным содержанием.
После картин «Игра в бабки», «В приемной у доктора», «Любители соловьев». На тему из жизни интеллигенции Маковский в 1875 году создает рисунок «Вечеринка», а в 1879 голу акварель «Осужденный», послужившую предварительным эскизом для его известной одноименной картины.
Расширяется творческий диапазон художника. На это указывает его участие совместно с другими художниками в создании альбома, посвященного героической обороне Севастополя. «Рисунки очень верно воспроизводят,— писал о них известный художественный критик В. В. Стасов—жизнь и дела осажденных потому, что исполнены на основании рассказов офицеров и моряков, самих в то время поживших героической жизнью в Севастополе».
На одном из этих, глубоко патриотических произведений, запечатлена сцена смертельного ранения на Малаховом кургане выдающегося русского флотоводца адмирала Нахимова, бывшего главным руководителем героической обороны Севастополя. На другом — показан прославленный герой севастопольской обороны — матрос Петр Кошка во время одной из своих смелых вылазок в расположение вражеских войск. С большой теплотой и любовью изобразил художник группу детей, помогающих несмотря на смертельную опасность, взрослым в их героической борьбе.
1880--1390-е годы характеризуются как в живописи. так и в графике Маковского дальнейшим повышением художественного мастерства. Возрастает жизненная правдивость образов, психологическая острота их характеристик. Одну за другой пишет он свои знаменитые картины «Крах банка», «Оправданная», «Свидание», «На бульваре».
В графических работах этих лет наблюдаются возросшая гибкость, выразительность и лаконичность рисунка. Во многих произведениях Маковского звучит тема маленького человека, задавленного нуждой и лишениями. Он изображает то пожилого шарманщика, с трудом переставляющего ревматические ноги под тяжестью ноши («Шарманщик. На гастроли»), то бывшего интеллигента, опустившегося на дно жизни («В харчевне»), то мелкого служащего за штопкой своего халата («Починка халата»).
Маковский небезызвестен и как портретист. Сохранилось немало выполненных им в живописи и в графике правдивых портретов своих современников. Эти портреты поражают реалистической точностью рисунка и глубиной вдумчивого изображения характеров портретируемых.
Особое место в художественном наследии Маковского занимают его иллюстрации. В различные периоды своего творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, Маковский выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показав конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.
Причем, Маковский и здесь обнаруживает свой искрящийся юмор, незаурядную одаренность в обрисовке человеческих типов, неизменную тягу к психологизму. С особой любовью иллюстрирует художник произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души» и др.
Графическое искусство Маковского обогащает наше представление о творчестве замечательного художника-жанриста, принадлежащего к передвижникам — этой славной плеяде русских художников, вошедших в историю отечественной культуры, как поборники идейного народного реалистического искусства.