суббота

Художник Александр Андреевич Иванов


В русском изобразительном искусстве Александр Андреевич Иванов (1806-1858) занимает одно из первых мест. Его художественный подвиг— двадцати­летняя работа над картиной «Явление Христа народу» известен всем, кто хоть немного интересуется искусством. Около его картины и многочисленных этю­дов к ней в Третьяковской галерее всегда толпится много зрителей.

Меньше известны замечательные рисунки и акваре­ли Александра Иванова. Однако и в своей графике художник создал первоклассные произведения, полные жизненной правдивости и великолепные по мастерству

Великий русский художник А. А. Иванов был сыном профессора исторической живописи и воспитанником Академии художеств. Ему суждено было преодолеть идеи академизма, чтобы стать выдающимся мыслите­лем и поборником нового демократического искусства.

О любовном отношении к реальной натуре свиде­тельствует уже внеклассный рисунок Иванова «Юноша за мольбертом», исполненный в конце 1820-х годов. Прилежный труд молодого художника над картиной, обстановка мастерской переданы в рисунке уверенно и просто. В этом рисунке уже видны преданность на­туре и реализм, положенный в основу мировосприятия молодого Иванова.

Восемнадцатилетний юноша создает превосходную картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824). Он вдумчиво читает «Илиаду», что­бы заново и ясно представить себе выбранную тему. Старик Приам, рискуя жизнью, проник во вражеский стан, он умоляет победителя Ахиллеса вернуть ему труп сына-героя. 

Карандашный эскиз к этой картине превосходно намечает сильные и убеждающие образы героев, естественный и живой рисунок дает представ­ление о способности молодого художника строить картину.

Величественны фигуры действующих лиц, и в духе эпического повествования выражены их чувства.
К началу 30-х годов, когда Иванов в качестве пен­сионера Академии художеств находился в Риме, отно­сится его работа над картиной «Аполлон, Кипарис и Гиацинт».

Аполлон, покровитель искусств, обучает двух маль­чиков музыке и пению. Античные образы своих героев Александр Иванов проверяет через живую натуру. Он как бы заново находит их в жизни и воссоздает их образы. Удивительно изящен рисунок — этюд к Гиа­цинту— «Мальчик, играющий на флейте», где так уве­ренны и вместе музыкальны линии рисунка.

Драматический характер творчества А. Иванова проявляется в рисунке «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (эскиз для картины 1831—-1833гг.). Выразительна сцена отчаяния братьев и скорбь Ве­ниамина, у которого была обнаружена подкинутая ча­ша. Рисунок получился естественнее и живее нежели сама картина.

Почти четверть века Александр Иванов работал в Риме над картиной «Явление Христа народу». Она занимала все его мысли и потребовала от него мно­го сил. Множество превосходных этюдов с натурщиков и пейзажей написал он для своей картины. 

Рисунков к ней сохранилось немного, но среди них можно от­метить выразительный этюд «Натурщика со спины» и чудесный набросок «Всадники», как пример точности, простоты и выразительности изображения. Лошадь на быстром наброске изображена в различных поворотах.

Фигуры всадников обрисованы прерывистым контуром, легко проложены тени, так что чувствуется впечатле­ние солнечного света и воздушности.
С конца 1830-х годов завязалась дружба А. Ивано­ва и Гоголя. У них обнаружилась общность взглядов на искусство, художник делился с Гоголем своими пла­нами.

Гоголь написал известную статью о творчестве А. Иванова. Лучший портрет Гоголя, по свидетельству современников, принадлежал А. Иванову.
Он сделал также ряд карандашных зарисовок и на­бросков с Гоголя.

Повседневная итальянская жизнь, встречи с просты­ми людьми, народные празднества захватывали порой художника, и тогда он делал живые, верные зарисов­ки с натуры и писал живые жанровые акварели. Вот черноволосая девушка, откинувшись на стуле, бьет в бубен, вызывая подруг на танец («Женщина, бью­щая в бубен», 1830 г). 

Маленькая девочка останови­лась перед ней. В позах нет ничего надуманного, но благородная простота рисунка, обобщенность силуэта побуждает сравнить его с античным рельефом. Также правдива «Голова девушки» (около 1840 г.) с высо­ким пучком волос. Черты лица ее не очень красивы, но как любовно и приветливо передает художник оба­ятельность и свежесть молодости.

К 1838 году отно­сится акварель «Жених, выбирающий серьги для неве­сты». Деревенский парень, щеголевато одетый, вместе с невестой и ее матерью остановились перед уличной витриной, чтобы купить серебряные серьги. Очень вы­разительны все фигуры — живо передана заинтересо­ванность действующих лиц, восторженность невесты, степенная фигура продавца. Нарядная и красочная акварель полна ощущения рассеянного солнечного света.

Также удачна другая акварель, многофигурная ком­позиция «Октябрьский праздник в Риме» (1842 г.). Пос­ле сбора урожая винограда в Риме и его окрестностях царит праздничное оживление. На площадях и улицах устраиваются танцы. Иванов изображает сценку, ког­да развеселившаяся девушка вызывает для танца чопорного иностранца, который стесняется, чувствуя комизм своего положения. Соседи уговаривают его под­чиниться правилам игры.

К лучшим акварелям Александра Иванова принад­лежит в «Вирсавия» (1843 г.). Тема связана с библей­ской легендой. Полуобнаженная Вирсавия, распустив свои черные волосы, склонилась над тазом. Она моет­ся. Ее тело, обрисованное плавным контуром, изящное и гибкое, имеет сходство с классической статуей. Иде­альное и прекрасное женское тело так жизненно пере­дано в этой полной поэзии акварели, бережно и чут­ко написанной художником. 

В 1850-х годах А. Ива­нов работал над большой серией библейских эскизов. Он стремился в этих акварелях выразить красоту старинных сказаний. Высокое достоинство человека в трудные для него моменты, глубокие душевные пе­реживания, полные драматизма, находил он в древних легендах.

Эти эскизы являются одним из высших достижений искусства А. Иванова по необыкновенной выразитель­ности и поэтичности композиции, изяществу рисунка и красоте цвета.
К тому же времени относится простая, но очень живописная акварель «Приморский город». Сквозь первый план, обрамленный деревьями, видны вдали голубоватые гряды гор и береговые здания, прозрач­ная поверхность моря. Много воздуха и света, свеже­сти и бодрости ощущаешь, рассматривая этот скром­ный итальянский пейзаж.

Творчество Александра Иванова многогранно и бо­гато. Его картины заслоняют блестящего рисовальщи­ка и акварелиста. Но и в той области, с которой мы ознакомились, он остается таким же великим, мысля­щим и любящим человека и природу художником, умевшим и в обыденном видеть прекрасное.