В русском изобразительном искусстве Александр Андреевич Иванов (1806-1858) занимает одно из первых мест. Его художественный подвиг— двадцатилетняя работа над картиной «Явление Христа народу» известен всем, кто хоть немного интересуется искусством. Около его картины и многочисленных этюдов к ней в Третьяковской галерее всегда толпится много зрителей.
Меньше известны замечательные рисунки и акварели Александра Иванова. Однако и в своей графике художник создал первоклассные произведения, полные жизненной правдивости и великолепные по мастерству
Великий русский художник А. А. Иванов был сыном профессора исторической живописи и воспитанником Академии художеств. Ему суждено было преодолеть идеи академизма, чтобы стать выдающимся мыслителем и поборником нового демократического искусства.
О любовном отношении к реальной натуре свидетельствует уже внеклассный рисунок Иванова «Юноша за мольбертом», исполненный в конце 1820-х годов. Прилежный труд молодого художника над картиной, обстановка мастерской переданы в рисунке уверенно и просто. В этом рисунке уже видны преданность натуре и реализм, положенный в основу мировосприятия молодого Иванова.
Восемнадцатилетний юноша создает превосходную картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824). Он вдумчиво читает «Илиаду», чтобы заново и ясно представить себе выбранную тему. Старик Приам, рискуя жизнью, проник во вражеский стан, он умоляет победителя Ахиллеса вернуть ему труп сына-героя.
Карандашный эскиз к этой картине превосходно намечает сильные и убеждающие образы героев, естественный и живой рисунок дает представление о способности молодого художника строить картину.
Величественны фигуры действующих лиц, и в духе эпического повествования выражены их чувства.
К началу 30-х годов, когда Иванов в качестве пенсионера Академии художеств находился в Риме, относится его работа над картиной «Аполлон, Кипарис и Гиацинт».
Аполлон, покровитель искусств, обучает двух мальчиков музыке и пению. Античные образы своих героев Александр Иванов проверяет через живую натуру. Он как бы заново находит их в жизни и воссоздает их образы. Удивительно изящен рисунок — этюд к Гиацинту— «Мальчик, играющий на флейте», где так уверенны и вместе музыкальны линии рисунка.
Драматический характер творчества А. Иванова проявляется в рисунке «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (эскиз для картины 1831—-1833гг.). Выразительна сцена отчаяния братьев и скорбь Вениамина, у которого была обнаружена подкинутая чаша. Рисунок получился естественнее и живее нежели сама картина.
Почти четверть века Александр Иванов работал в Риме над картиной «Явление Христа народу». Она занимала все его мысли и потребовала от него много сил. Множество превосходных этюдов с натурщиков и пейзажей написал он для своей картины.
Рисунков к ней сохранилось немного, но среди них можно отметить выразительный этюд «Натурщика со спины» и чудесный набросок «Всадники», как пример точности, простоты и выразительности изображения. Лошадь на быстром наброске изображена в различных поворотах.
Фигуры всадников обрисованы прерывистым контуром, легко проложены тени, так что чувствуется впечатление солнечного света и воздушности.
С конца 1830-х годов завязалась дружба А. Иванова и Гоголя. У них обнаружилась общность взглядов на искусство, художник делился с Гоголем своими планами.
Гоголь написал известную статью о творчестве А. Иванова. Лучший портрет Гоголя, по свидетельству современников, принадлежал А. Иванову.
Он сделал также ряд карандашных зарисовок и набросков с Гоголя.
Повседневная итальянская жизнь, встречи с простыми людьми, народные празднества захватывали порой художника, и тогда он делал живые, верные зарисовки с натуры и писал живые жанровые акварели. Вот черноволосая девушка, откинувшись на стуле, бьет в бубен, вызывая подруг на танец («Женщина, бьющая в бубен», 1830 г).
Маленькая девочка остановилась перед ней. В позах нет ничего надуманного, но благородная простота рисунка, обобщенность силуэта побуждает сравнить его с античным рельефом. Также правдива «Голова девушки» (около 1840 г.) с высоким пучком волос. Черты лица ее не очень красивы, но как любовно и приветливо передает художник обаятельность и свежесть молодости.
К 1838 году относится акварель «Жених, выбирающий серьги для невесты». Деревенский парень, щеголевато одетый, вместе с невестой и ее матерью остановились перед уличной витриной, чтобы купить серебряные серьги. Очень выразительны все фигуры — живо передана заинтересованность действующих лиц, восторженность невесты, степенная фигура продавца. Нарядная и красочная акварель полна ощущения рассеянного солнечного света.
Также удачна другая акварель, многофигурная композиция «Октябрьский праздник в Риме» (1842 г.). После сбора урожая винограда в Риме и его окрестностях царит праздничное оживление. На площадях и улицах устраиваются танцы. Иванов изображает сценку, когда развеселившаяся девушка вызывает для танца чопорного иностранца, который стесняется, чувствуя комизм своего положения. Соседи уговаривают его подчиниться правилам игры.
К лучшим акварелям Александра Иванова принадлежит в «Вирсавия» (1843 г.). Тема связана с библейской легендой. Полуобнаженная Вирсавия, распустив свои черные волосы, склонилась над тазом. Она моется. Ее тело, обрисованное плавным контуром, изящное и гибкое, имеет сходство с классической статуей. Идеальное и прекрасное женское тело так жизненно передано в этой полной поэзии акварели, бережно и чутко написанной художником.
В 1850-х годах А. Иванов работал над большой серией библейских эскизов. Он стремился в этих акварелях выразить красоту старинных сказаний. Высокое достоинство человека в трудные для него моменты, глубокие душевные переживания, полные драматизма, находил он в древних легендах.
Эти эскизы являются одним из высших достижений искусства А. Иванова по необыкновенной выразительности и поэтичности композиции, изяществу рисунка и красоте цвета.
К тому же времени относится простая, но очень живописная акварель «Приморский город». Сквозь первый план, обрамленный деревьями, видны вдали голубоватые гряды гор и береговые здания, прозрачная поверхность моря. Много воздуха и света, свежести и бодрости ощущаешь, рассматривая этот скромный итальянский пейзаж.
Творчество Александра Иванова многогранно и богато. Его картины заслоняют блестящего рисовальщика и акварелиста. Но и в той области, с которой мы ознакомились, он остается таким же великим, мыслящим и любящим человека и природу художником, умевшим и в обыденном видеть прекрасное.