суббота

Художник Алексей Гаврилович Венецианов


Участие народных масс в Отечественной войне 1812 года, славные герои­ческие подвиги, совершенные крестьянами, усилили в общественных кругах интерес к крестьянству и народ­ной жизни.

Венецианов по праву может быть назван основопо­ложником в русской живописи не только реалистиче­ского бытового жанра, но и национального пейзажа, несмотря на то, что пейзаж в его творчестве и не яв­лялся самостоятельным жанром.

Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, где провел свое детство и юность. Он учился в пансионе и после окончания его служил землемером.

Венецианов принадлежал к числу тех немногих живописцев, самобытное дарование которых развивалось вне официального академического искус­ства.
Интерес к живописи Венецианов проявил еще с юных лет, но систематически заниматься ею начал только с 1807 года, когда был переведен по службе в Петер­бург. Там он встретился с крупнейшим русским портре­тистом конца XVII — начала XIX века В. Л. Боро­виковским и вскоре стал его учеником.

Несмотря на то, что он не был воспитанником Ака­демии, он получил звание академика живописи за созданный им ряд превосходных портретов. Композицион­ное и цветовое решение роднит эти работы с лучшими произведениями Боровиковского,  который  воспитал в Венецианове любовь к форме, чувство цвета, линии и ритма.

Вместе с тем, этим произведениям присущ ряд черт, которые говорят о самостоятельных путях развития творчества Венецианова. 

Его портреты значи­тельно проще, демократичнее, отличаются большей кон­кретностью характеристик.
Подлинное признание и славу художник завоевал картинами, отображающими крестьянский быт. К изо­бражению бытовых сцен Венецианов пришел не сразу. Он пробует свои силы раньше на политической кари­катуре, е которой уже проявляется его интерес к быто­вым сюжетам и любовь к народу.

В 1820 году Венецианов, приняв решение заняться исключительно живописью, выходит в отставку и уез­жает в Саронково, небольшое имение Тверской губер­нии.
Широкое изображение им крестьянской жизни начи­нается с картины «Гумно». Работая над этим произ­ведением более трех лет он ставит задачу: «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, повиноваться ей одной, без примеси манеры какого бы то ни было художника».

Период расцвета творческих сил художника -20—30-е годы XIX века. В этот период он создает лучшие картины из крестьянского быта и замечательную галерею крестьянских образов: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Крестьянка с васильками», «Крестьянская девушка с теленком», «Захарка», «Голова старика-крестьянина», «Старая крестьянка с клюкой» и другие. 

Они несут на себе черты подлинной человечности и поэтической любви к родной природе  - черты, которые присущи поэзии Пушкина.
В картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» Венецианов первым в русской живописи показал нам крестьянский труд, первым заметил скромную красоту природы своей родины, сумев передать, как тихий трепет, так и широкое дыхание ее жизни.

  Труд в этих картинах Венецианова дан опоэтизиро­ванно, но обращение к нему свидетельствует об искрен­нем интересе художника к крестьянской жизни.
Наиболее совершенной в этом отношении является картина «На пашне. Весна», в которой художник до­стиг удивительной законченности и целостности. 

В тон­чайшем поэтическом образе запечатлена скромная рус­ская природа. Венецианов изобразил весенний пейзаж, широкие горизонты полей, нежность распустившейся листвы и синеву неба.

Он передал едва уловимое дви­жение легких облаков и торжественную тишину, раз­литую в природе, выразив в этом пейзаже то чувство безмятежной радости от общения человека с природой, которое обычно трудно выразить простыми словами.

Поэзией овеян и образ крестьянки. Легкой поступью, грациозно идет она по пашне, ведя за собой лошадей, запряженных в борону. Выражение ее лица полно покоя. Голова, увенчанная алым кокошником, выде­ляется на фоне лазурево-голубого неба.

Лирико-эпическим восприятием окружающей дей­ствительности отмечена и другая его картина «На жат­ве. Лето»,  в которой художник дал нам почувствовать русское лето — пору деревенской страды. Замечательно передан пейзаж с золотистыми нивами и голубым зной­ным небом.

Произведения Венецианова тщательно скомпонованы, пронизаны линейным и цветовым ритмом. Они напи­саны светлыми, ясными и полнозвучными красками, тона которых с большим вкусом приведены в тонкую гармонию.

К числу проникновенных крестьянских образов, со­зданных Венециановым с большой задушевностью, от­носится «Крестьянка с васильками» с ее тонкими и чи­стыми чертами лица, задумчивым взглядом. Хорошо передана непринужденная, несколько усталая поза и свободно положенные на колени загорелые рабочие руки, бережно касающиеся полевых цветов.

В прекрасном портрете  «Захарки», написанном не­посредственно с натуры, Венецианов показал обаятель­ного смышленого  крестьянского мальчика-подростка, правдиво передав его деловую сосредоточенность.

Яркий образ «маленького хозяина» дополняют топор, энер­гично закинутый за плечо, чрезмерно большие рука­вицы, огромная тяжелая отцовская шапка, съехавшая на глаза.
Тонким лиризмом пронизаны картины художника «Вот-те и батькин обед!», «Мальчик, пускающий змей», «Крестьянская девушка с теленком» и многие другие.

В таких произведениях как «Голова старика-крестья­нина», «Старая крестьянка с клюкой» можно прочесть целую повесть их жизни, отмеченную тяжелыми испы­таниями, огромным терпением и житейской мудростью.

В произведениях Венецианова предстают народные образы, преисполненные подлинным человеческим до­стоинством, галерею которых впоследствии пополнили крупнейшие русские художники-реалисты второй поло­вины XIX века — Перов, Крамской, Репин.

Венецианов, прожив до конца жизни (1847) почти безвыездно в деревне, основал там художественную школу, в которую привлекал учеников преимущественно из народа. За 20 слишком лет ее существования из нее вышло свыше 70 художников. 

В «венециановской шко­ле» учились многие художники — Крендовский, Зелен­цов, братья Чернецоны, Плахов, Сорока, творчество которых подкупает наивной правдой и норою тонкий живописной красотой.

Огромное значение Венецианова заключается в том, что в его творчестве ярко проявились черты народно­сти не только в выборе сюжетов, но и в том, что оно правдиво и искренне отображало крестьянскую жизнь и было проникнуто чувством большой любви к чело­веку,